Такие основные законы государства, нормы которых отступают от реального содержания конституционно-правовых отношений, считают фиктивными конституциями. Зачастую фиктивными называют конституционные нормы программного характера, то есть такие нормы включают в текст Конституции на будущее для того, чтобы определить направление развития общества, тем более, что по прошествии какого-либо промежутка времени, они не воплощаются в конституционной практике.
Если рассматривать действующую Конституцию, то с точки зрения власти и формы государства, и по многим другим факторам, она является фиктивной, так как ее положения не отвечают действительности. Причем, за последние годы, начиная с 1993 года, разрыв между конституционными установками и фактическими значительно увеличился. Эта конституция первоначально политически задумывалась как правовая оболочка абсолютно другой сущности государства, относительно заявленной в Конституции. Эта информация изложена в статье Е.А. Лукьяновыа «Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации», опубликованной в журнале «Конституционное и муниципальное право», №15, 2007.
Необходимо отметить, что невозможно официально признать фиктивность конституционных норм. Задача Конституционного правосудия заключается в том, чтобы охранять Конституцию путем отмены законодательных положений, которые противоречат Конституции, таким образом, обеспечивается реальное юридическое действие ее предписаний. Главы 2 Конституции РФ отмечают неполноту реализации конституционных норм. Наиболее ярким примером фиктивности Конституции является практика реализации основных прав и основных свобод граждан, которые закреплены в ней, в совокупности с системой их гарантий. Отдельные авторы считают нереализованными, то есть фиктивными, нормы о правовом и демократическом характере России, федеративном способе организации государственной власти.