В демократическом обществе гражданам предоставляется такая возможность, как не голосовать за политиков, которые им не подходят. В отличие от других форм государственного устройства, которые предусматривали физические наказания чиновников, для первых лиц государства это является высшей степенью «наказания». Однако, на самом деле не в РФ, не в Украине и в других государствах бывшего СССР, населению недоступно ни то, ни другое. Даже, если ту или иную партию электорат не воспринимает, он не сможет своими бумажными бюллетенями исключить ее из законодательных норм.
Поэтому постсоветским людям остается ждать, когда же придет такое первое лицо, которое не на словах, а на деле подвергнет обструкции своих предшественников. Ряд преимуществ имеет Украина относительно России в этом плане, в которой каждый новый президент жестко характеризует своего предшественника. Янукович критикует Ющенко, Ющенко — Кучму, Кучма — Кравчука. Такой возможности нет у россиян, так как даже Горбачев теперешней властью характеризуется как вполне приемлемый реформатор. Поэтому все больше вовнутрь загоняется гнев народа, который рано или поздно под большим давлением может прорваться. Довольно просто определяется ответственность президента перед народом.
На листе изображаем таблицу из двух колонок, в одной записываются обещания президента, а во второй, что фактически сделано в рамках этих обещаний. Безусловно, отдельно должен учитываться уровень цен на те или иные товары и услуги, начиная с периода начала его правления, и в период окончания президентского правления. При этом, здесь не должны учитываться долгосрочные обещания в духе «Стратегия-2090». Если эта таблица покажет, что ни одно из обещаний не выполнено, и что упущено золотое время, которое мог бы кто-то другой эффективно использовать на этом посту, то народ рейтинговым голосованием должен вынести приговор этому правителю. После чего в дальнейшем любой претендент
будет оценивать свои планы и возможности, перед тем как выдвинуть свою кандидатуру на главный пост.